<HTML> <HEAD> <title>Нива 46 Главная | Блог | Регистрация | Вход
Я приветствую Вас Гость | RSS
Перевести сайт
Порекомендуйте страницу
Google
Охота и рыбалка соловьиного края

Охота и рыбалка соловьиного края
Сейчас на сайте

Комплект карманов в багажник Ваз 2121, Ваз 2131 Нива 4x4 и Нива Шевроле"

Комплект карманов в багажник Ваз 2121, Ваз 2131 Нива 4x4 и Нива Шевроле
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форум
Гостевая книга
База поиска погибших воинов в ВОВ
Google

Главная » 2016 » Февраль » 3 » СВ-радиостанции
СВ-радиостанциями оснащено большинство магистральных грузовиков. Исключение — разве что «убитые» КАМАЗы из южных регионов. Все рации работают с амплитудной модуляцией (АМ) и настроены на одну частоту — 27.135 МГц (это 15-й канал частотной сетки С, принятой в России). Общение идет постоянно: водители сообщают о полицейских патрулях, крупных ямах или пьяных на обочине.

Столь ценная информация привлекает и водителей легковушек. На трассе всегда можно заметить машины с длинными антеннами на крыше или черными «прутками» длиной около полуметра — все они «в канале».

Автомобильная радиосвязь на «гражданских» частотах коротковолнового диапазона зародилась в США, а пик популярности пришелся на 70-е годы прошлого века. Мобильников еще не было и в помине, зато автомобилей и пробок — полно. Да и общаться охота! Хотя бы для того, чтобы оставаться в тонусе. Наши читатели со стажем наверняка помнят рассказ Федора Лапшина об автомобильном путешествии по США. Что только ребята не делали, чтобы не задремать на нудных хайвеях! Лапшин даже лил себе на макушку питьевую воду... Тогда мы не взяли с собой радиостанции. Кстати, в Америке СВ-рации входили в списки заводских опций вплоть до 90-х годов!

В России «си-бишки» появились в начале 90-х. Поначалу возможность общаться без цензуры, да еще бесплатно, приводила советских людей в шок. Вот как описывал свои впечатления Михаил Подорожанский (АР №5, 1993): «Еще не имея навыков работы в эфире, я все же пару раз, часто извиняясь, решил встрять. Закончилось это тем, что через 10—15 минут мне предложили срочно купить или обменять на нефть вагон шоколада, обернуть под хорошие премиальные «безнал» в «нал»... В общем, первый день обладания радиостанцией закончился тем, что подъехав к дому около десяти вечера, я поднялся в квартиру в начале третьего ночи».

Однако бума СВ-связи у нас не случилось — многим уже стали доступны мобильные телефоны, и даже отмена обязательной регистрации радиостанций выходной мощностью до 10 Вт, произошедшая в октябре 2011 года, практически не повлияла на количество абонентов. «Последние несколько лет спрос на оборудование только уменьшается, хотя и медленно», — сказали мне представители одного из старейших продавцов СВ-техники, компании Ассоциация 27.

Но списывать «си-бишки» в архив рано. Мы, пусть и с опозданием, но идем по пути США: машин слишком много, пробки растут. И мы хотим общаться! А в дальней дороге рация позволяет почти всегда знать, что происходит впереди, быть готовым к гаишной «засаде» или гололеду. Правда, более достоверно о пробках проинформируют современные онлайн-сервисы (например, Яндекс.Пробки), но у них есть серьезный недостаток — десяти-двадцатиминутная инерционность в отображении трафика. О перекрытии МКАДа, с которого я начал свой рассказ, навигатор сообщил бы мне после того, как я уже наглухо завис в пробке.

Во многих современных легковушках удобного места для радиостанции на панели приборов просто нет. Поэтому все большим спросом пользуются рации, управление которыми полностью вынесено на тангенту — например, Megajet MJ-555. В микроавтобусах скомпоновать станцию проще (пример — на фото), но в любом случае подключать ее желательно напрямую к аккумулятору через предохранитель, а «массовый» провод делать предельно коротким

Технической революции в области СВ-связи за последние сорок лет не произошло, но у современных радиостанций возросла чувствительность (они позволяют принимать более слабые сигналы) и появился автоматический, то есть настраивающийся самостоятельно, шумоподавитель — очень удобная штука, которая сейчас применяется даже во многих бюджетных рациях за две-три тысячи рублей. А еще на рынке появились короткие (около 60 см) узкополосные СВ-антенны, которые обеспечивают приемлемую дальность связи на загородных трассах — пять—десять километров по прямой в зависимости от рельефа местности.

Ну а «полноформатные» СВ-антенны сегодня имеет смысл использовать разве что во внедорожных экспедициях, где дальность связи жизненно важна. Или среди таксистов, для которых вовремя перехваченный заказ — хлеб. В дорожном же канале, на «пятнашке», в основном общаются водители фур, чьи радиостанции часто работают неэффективно: грамотно установить СВ-аппаратуру на тягач в силу его конструктивных особенностей непросто. Максимальная дальность связи — около пяти километров. И вот, представьте, появляется в таком обществе «настоящий радиолюбитель» с двухметровой «удочкой» и задает вопрос: «Как дорожка на Питер?» Ему отвечает тот, кто принял сигнал на расстоянии 20 км, но дальность работы его рации на передачу лишь пять километров. Наш продвинутый радист его, естественно, не слышит, поэтому снова и снова повторяет запрос. Дальнобойщики за словом в карман не лезут, и когда человек наконец окажется у них в зоне связи, он узнает о себе массу нового, но ничего о «дорожке на Питер». Поэтому на трассе для легковушки вполне достаточно антенны длиной не более метра. 

Принцип «не выделяйся» распространяется и на усилители, позволяющие поднять дальность работы рации на передачу. Это незаконная штука, но Роскомнадзору нет дела ни до усилителей, ни до обожающих их таксистов, которых, кстати, в СВ-диапазоне вообще быть не должно: коммерческое использование участка 27 МГц запрещено регламентом радиолюбительской связи. Но главное — усилитель часто служит источником помех и «забивает» всех остальных абонентов.

Комплект СВ-оборудования нынче можно купить дешевле, чем хороший радар-детектор. Сами радиостанции стоят от двух тысяч рублей, антенны — от одной тысячи. Тысяч за пять уже можно найти станцию со всеми потенциально полезными функциями. Есть и более дорогие модели, но там уже речь скорее о «понтах».

Антенна Sirio Triflex выглядит как штатная, но работает и на СВ-диапазоне, и «обслуживает» штатный радиоприемник Опробовав разные станции и антенны, я остановился на такой конфигурации. Радиостанция Megajet MJ-550 за 4500 рублей: она современная, со всеми нужными функциями и с выносной панелью управления. Панель я установил под центральной консолью, не дырявя детали салона, а основной блок с динамиком разместил под водительским сиденьем. Из-за руля панель рации видно, а снаружи, через стекло — нет. Для меня это важно: машина часто ночует на улице.

Из соображений скрытности выбрал и антенну — Sirio Triflex. Она хоть и дорога для СВ-антенны (2500 рублей), но выглядит как штатный «хвостик» и внимания не привлекает. Дальность работы на прием — примерно те же пять—семь километров, что и с магнитной антенной длиной 60 см. Для города это оптимально: если я еду по Ленинскому проспекту, мне интересно знать, что происходит лишь на соседних параллельных улицах — Профсоюзной или проспекте Вернадского, а не где-нибудь на Варшавке. Но на передачу Triflex работает похуже, поэтому если отправляюсь куда-то далеко, да еще в паре с другой машиной, ставлю популярную «магнитку» Midland ML-145 длиной 1,5 метра, но теперь уже все время держу в голове: ничего бы не зацепить!

Каких-то особых правил общения на «пятнашке» не существует — это не радиолюбительские УКВ-частоты, где используют специальные позывные и четко соблюдается регламент радиообмена. Непривычных «легковому» уху слов — раз-два и обчелся. «Колейкой» дальнобойщики обычно называют пробки, «машинкой» — патрульный автомобиль ГИБДД, да и марки тягачей склоняют по всякому: «скамейка» — Scania, «Маня» — MAN и т.д.

И все же стиль общения своеобразный. Поначалу я недоумевал, почему никто не отвечает на мой запрос типа такого: «Добрый день! Простите, пожалуйста, не подскажете ли обстановку на Смоленск?» Потом понял: не принимают за своего! Так что лучше без расшаркиваний типа «простите», «не составит ли вам труда» и т.д. Тут надо просто: «Ребят, как дорожка на Смоленск?» Если не ответили, то буквально через пару секунд, без раздражения, можно переспросить. И наверняка услышишь: «Все чисто, браток!» Духом лаконичной взаимовыручки заражаешься и сам: видишь неладное — и рука первым делом тянется к тангенте.

Спасибо тоже говорят нечасто, и никто не обижается. Вежливость в разговорах проявляется довольно неожиданным способом: многие водители используют уменьшительно-ласкательные формы слов. «Ребятки, от Рублевочки до Волоколамочки как там обстановочка на внутряночке?» «Внутрянка» — это внутренняя сторона любой кольцевой дороги, «наружка» — соответственно, внешняя сторона. 

А еще пятнадцатый канал — это гигантская, причем немодерируемая социальная сеть. В ней говорят все как есть, и не для того, чтобы кому-то понравиться. Слышали бы вы, как водители комментируют очередное перекрытие МКАД в районе Рублевки... А если среди оборудования, которым напичканы машины сопровождения «первых лиц», была бы настроенная на «пятнашку» СВ-станция, то вот вам отличный канал «обратной связи» с народом...

Другая крайность — многоэтажный мат, и это, пожалуй, главный порок 15-го канала. Слушать СВ-станцию с детьми в машине невозможно, да и взрослые порой не выдерживают. Вот, например, наш Костя Сорокин, которого сконфузишь не враз, «посидел» на пятнадцатом канале один день — и, опасаясь за свое нравственное здоровье, ушел. А я недавно слышал, как, не поделив дорогу и обложив друг друга с ног до головы, два дальнобойщика договаривались, где остановиться, чтобы продолжить разборку в кулачном бою. Что поделаешь, издержки. Но когда в СВ-эфир врывается вопль «Ребята, с горы «америка» без тормозов!», то я предпочел бы оказаться «в канале».

Константин Сорокин

Специальный обозреватель Авторевю
Ездит на автомобиле Kia Soul
Радиоаппаратура: Icom IR-R5, Uniden BCT15X, Uniden BC125AT
Антенны: Anli MG-270 и др.

Недавно решил тряхнуть стариной. Прилепил на крышу «си-бишную» антенну, настроился на 27.135 МГц и, отправившись по делам на Дмитровский полигон, окунулся в эфир дальнобойщиков. Меньше чем через час мозг начал закипать, поскольку крупицы полезной дорожной информации по Ленинградскому и Дмитровскому направлениям приходилось вылавливать в бесконечном потоке низкопробной «чернухи» — по качеству контента с пятнадцатым СВ-каналом может конкурировать только Радио Шансон.

Нет-нет, ребята, я не падаю в обморок от крепких выражений. Более того, бывает даже приятно послушать остроумных веселых матерщинников. Но от примитивного бездарного мата устаю быстро. А еще мне нравятся чистые сигналы в радиоэфире. Такие, какие были у московских «си-бишников» девяностых годов. Увлеченные ребята знали толк в аппаратуре, умели настраивать антенны и четырьмя ваттами разрешенной мощности (да-да, в те времена были такие ограничения!) накрывали огромные расстояния.

А на частоте дальнобойщиков нынче царит бардак: каждая вторая станция работает с искаженной модуляцией и помехами по цепи питания, потому что криво установлена и так же криво подключена. Согласование антенн водителей фур, похоже, и вовсе не заботит, вот и пропадают они из эфира за ближайшим изгибом дороги.

Но признаю, что «пятнадцатый канал» — это сила! Профессиональная социальная сеть, особый мир со своими героями и антигероями.

В моей машине нет радиостанции гражданского диапазона. Но в дальнюю дорогу я иногда беру с собой широкополосный приемник, позволяющий прослушивать частоты полиции, МЧС, дорожных служб, сигналы безлицензионных (LPD и PMR) радиостанций и аппаратуры СВ-диапазона — на один из аппаратов даже получил «бумажку» из ФСБ. Включаю нечасто.

Кстати, совет тем, кому приятно чувствовать себя своим в канале дальнобойщиков. Чтобы не пугать пассажиров специфической лексикой «королей дорог», купите bluetooth-передатчик, подключите к линейному выходу радиостанции и «пожените» его с любой беспроводной гарнитурой, поддерживающей формат передачи данных A2DP.


Николай Панов

Дальнобойщик-международник
Ездит на автомобиле DAF XF105
Радиостанция Alan 48+

Хорошо помню, как в 90-х годах появились первые СВ-станции — тогда даже требовалось получать на них официальные разрешения. Но теперь ими обзавелись уже 99% водителей, и бумаги спрашивать перестали. За границей ситуация аналогичная: практически все грузовики радиофицированы, водители общаются на единых каналах. Правда, мы в командировках обычно остаемся на «родном», пятнадцатом канале — разве что в русскоговорящей Прибалтике переходим на местные частоты.

За эти годы техника СВ-связи стала более функциональной, появились разные дополнительные функции, возможность работать в более широком диапазоне частот. У дальнобойщиков выше других котируются рации и антенны марки President, хотя за счет раскрученного бренда они и стоят дороже.

Но гнаться за лучшим оборудованием смысла нет. Максимальная дальность связи у «дальнобоя» — десять километров, это если рельеф благоприятный и антенна настроена. Обычно же — от двух до четырех, максимум до пяти километров. Если у меня будут, условно говоря, очень хорошая рация и антенна, я ничего не выиграю, потому что общаться все равно буду с тем, у кого аппаратура похуже, и дальность двусторонней связи определит именно она.

Антенны настраиваем в основном в Польше — там много частных мастерских. Сейчас я даже не знаю, какая антенна у меня стоит на новом грузовике, — она была установлена еще на заводе и настроена специалистами, это главное.

Не скажу, что «си-бишка» спасала мне жизнь, но помогала не раз. Например, когда ты заранее узнаешь, что за пригорком гололед или авария, и загодя сбрасываешь ход. Удобно заранее узнать об очередях на границе и решить, где встать на ночевку. Сломалось что — просишь помощи, например ключ-«мясорубку» для откручивания закисших колесных гаек. А когда идешь с кем-то в паре, болтаешь по рации просто так.

Ярослав Цыпленков

Эксперт Авторевю
Ездит на автомобиле Volkswagen Transporter
Радиостанция Megajet 600
Антенна Lemm 2001 Turbo

С «си-бишкой» я впервые столкнулся лет двадцать назад — Москва тогда была пуста, был пуст и радиоэфир. Но уже тогда можно было поинтересоваться, как проехать к незнакомому месту или где намечаются пробки. Общались по СВ тогда в основном вежливые люди — мата в эфире я не припомню, и сеанс связи всегда оканчивался радиолюбительской фразой «семь три» — «наилучшие пожелания».

Моя личная машина обзавелась СВ-антенной только сейчас, благо оборудование вполне доступно: радиостанция Megajet 600 и антенна Midland ML-145 на магните обошлись мне меньше чем в шесть тысяч рублей. После самостоятельной настройки с помощью простейшего КСВ-метра все заработало: дальность уверенного общения в городе — четыре-пять километров.

Меня бы это вполне устроило, но оказалось, что с нескладывающейся «магниткой» я не могу подъехать к своей стоянке — задеваю низко висящие провода. А всякий раз снимать ее и запихивать в салон — занятие утомительное.

В результате купил стационарную, но складную антенну Lemm 2001 Turbo. Хотя в крышу она у меня не врезана, а стоит на грузовой поперечине, дальность работы возросла процентов на двадцать. Правда, появились другие сложности — макушка двухметровой антенны, установленной на крыше моего и так немаленького Транспортера, оказалась на высоте более четырех метров, и звон антенны о ветки и провода я слышу все время. В общем, сейчас ищу варианты антенн покороче.

С помощью рации я получаю всю необходимую дорожную информацию, особенно на трассе, да и политически безграмотным с ней не останешься. Абонентов сейчас намного больше, чем двадцать лет назад.


За связь без брака

Одна из самых популярных коротких антенн — Sirio T3-27 длиной около 60 см. Для того чтобы не чувствовать себя на дороге одиноким, ее вполне достаточно Антенна — лучший усилитель! А лучшей автомобильной антенной является четвертьволновой излучатель, то есть штырь размером в четверть длины волны. В нашем случае при длине волны одиннадцать с небольшим метров соответствующая частоте 27 МГц «четвертушка» получится длиной под три метра, но такой «хлыст» на автомобиле крайне неудобен. Чтобы обмануть физику и сделать автомобильные СВ-антенны более компактными, их обрезают, а отсутствие недостающего куска компенсируют катушкой, которая прячется в основании антенны. Наиболее эффективны среди таких «обрезков» антенны длиной около двух метров (при выходной мощности 10 Вт с их помощью порой можно установить связь между автомобилями на расстоянии 20, а то и 30 км), однако двухметровые штыри тоже «не айс». Они тяжеловаты и нагружают места крепления дополнительным изгибающим моментом. Вдобавок длинный «хвост» цепляется за ветки, провода и мосты, затрудняет (а порой делает невозможным) въезд на подземную парковку и привлекает вандалов. В качестве компромисса можно подобрать антенну длиной метр или полтора, смирившись с ухудшением характеристик. Решение разумное, потому дальность связи сократится в меньшей степени, чем длина излучателя.

Лучшее место установки автомобильной антенны — геометрический центр крыши. Причем в точке монтажа излучатель должен иметь непосредственный электрический контакт с кузовом (читай — быть врезанным) или индукционную связь с металлом через магнитное основание. Крыша в данном случае выполняет роль так называемого противовеса («минуса» или «земли», без которых невозможна эффективная работа штыря-излучателя) и помогает сформировать правильную диаграмму направленности, чтобы антенна работала одинаково эффективно «по кругу» — при установке антенны на крышке багажника или в районе проема задней двери добиться этого невозможно. Альтернативные варианты — крепление за водосток (здесь проще «заземлиться», но диаграмма направленности может «уплыть») или покупка антенны на магнитном основании. Мешает — снимай или переставляй на другую машину, только следи, чтобы под пятку не попадал абразив, а то поцарапаешь кузов. Правда, эффективность таких излучателей процентов на 20 ниже. А вот со сверхкороткими (менее 50 см) антеннами СВ-диапазона связываться не стоит, потому что зона их действия составит в лучшем случае два-три километра. 

И помните, что антенну всегда следует располагать вертикально и максимально высоко (основное излучение происходит в районе основания штыря, плавно снижаясь к концу). И обязательно согласовать антенну с радиостанцией, которая иначе может выйти из строя. Для этого есть прибор, который называется КСВ-метр, и найти его можно у установщиков радиоппаратуры, которые «гнездятся» вдоль трасс.

Что касается самих радиостанций, то в первую очередь надо убедиться, что они работют с двумя типами модуляций — амплитудной (АМ — она по старинке используется в пятнадцатом канале) и теоретически более «дальнобойной» частотной (FM), используемой на других участках СВ-диапазона. Желательно, чтобы был автоматический шумоподавитель и возможность работы в «смещенной» частотной сетке (смещение рабочей частоты на 5 кГц используется, например, в Белоруссии и Польше). Всем этим, а также качественным громкоговорителем и удобным управлением обладают немало моделей по цене от трех до пяти тысяч рублей.

И последнее. Популярные антенны и даже рации подделывают, поэтому покупать аппаратуру лучше не на развалах.

После настройки место установки магнитной антенны желательно пометить — отклонение при повторной установке буквально на 10 см может заметно ухудшить согласование

Чтобы не поцарапать краску при попадании грязи, место установки «магнитки» и все точки, где провод касается кузова, хорошо бы оклеить пленкой

21:28
СВ-радиостанции

Никита ГУДКОВ
Фото автора и Степана ШУМАХЕРА
Полночь, Московская кольцевая автодорога. Позади тысяча километров из другой страны, а до дома — всего минут десять. И вдруг оживает радиоэфир: «Ребята, кольцевую у Рублевки перекрывают!» На ближайшей развязке ухожу в объезд — и почти без опоздания падаю на вожделенную подушку. Не будь в машине радиостанции — маяться бы мне неизвестно сколько.

Поставить в машину рацию гражданского диапазона (англ. Citizen Band, CB, или просто «си-би») я решил полгода назад, когда увидел леденящее душу видео «Америка без тормозов». Кто пропустил, найдите в интернете! На трассе Уфа—Челябинск американский тягач с отказавшими тормозами выскакивает на встречную полосу и крушит легковушки, несколько человек погибают. Но перед этим водитель тягача успевает крикнуть в эфир: «Ребята, с горы «америка» без тормозов!» Встречные дальнобойщики принимают правее и остаются невредимыми. Остальные не знали.

СВ-радиостанция необязательно должна быть стационарной — есть и пара переносных моделей. С помощью переходника, устанавливаемого на место батарейного блока, Alan 42 и его модификации подсоединяются к автомобильному питанию и внешней антенне. Правда, «портативки» недешевы — они стоят около четырех тысяч рублей
Просмотров: 885 | Добавил: gva | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
...

Niva 46 © 2016
Использование информации только с ссылкой на //niva46.clan.su